(812) 596-24-42

(812) 325-57-12

Напишите нам

rector@rwiufc.spb.ru

Медаль Официальный сайт Миссия и Видение
Русскоязычная версия English version Special version


Программа вступительного экзамена в аспирантуру по профилю Коррекционная педагогика

Введение

Данная программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по коррекционной педагогике. Вступительный экзамен проводится по систематическому курсу «Коррекционная педагогика», включающему знания по следующим разделам: история развития национальных систем специального образования, научные основы коррекционной педагогики, вопросы организации воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа содержит характеристику основных тем названных разделов, список литературы, необходимой для подготовки к сдаче вступительного экзамена, и примерного перечня вопросов экзамена.

Целью данного экзамена является проверка теоретико-практических знаний поступающих в аспирантуру института, выявление умения и возможностей применять научно-методологические знания для анализа проблем развития, как общего, так и специального образования.

Программа экзамена по коррекционной педагогике  для поступающих в аспирантуру разработана в соответствии с требованиями Министерства образования и науки РФ.

Содержание программы вступительного экзамена в аспирантуру по коррекционной педагогике

Раздел 1. Общие вопросы коррекционной (специальной) педагогики

Цели и задачи коррекционной педагогики. Принципы коррекционной (специальной) педагогики как науки.  Методы педагогических исследований. Место коррекционной (специальной) педагогики в структуре педагогических знаний, связь с другими науками.

Социокультурные факторы становления и развития системы специального образования. Объект, субъект,  предмет специальной (коррекционной) педагогики. Классификация нарушений, предметные области специальной педагогики.

Актуальные вопросы специальной педагогики на современном этапе развития системы специального образования. Организация специального образования: дошкольные, школьные образовательные учреждения.

Раздел 2. Научные основы коррекционной (специальной) педагогики

Научные основы специальной педагогики: философские основы специальной педагогики, социокультурные основы специальной педагогики, экономические основы специального образования, правовые основы специального образования, клинические основы специального образования, психологические основы специального образования. Понятие «медико-социального-педагогического патронажа». Учреждения медико-социального-педагогического патронажа. Направления медико-социального-педагогического патронажа.

Раздел 3. Этапы становления национальных систем специального образования в России и Европе

История специальной педагогики и специального образования. Характеристика этапов эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. Выдающиеся ученые – дефектологи. Вклад Л.С. Выготского в развитие представлений о природе детской дефективности.

Понятия «Первичное нарушение и вторичные отклонения»; «Социальный вывих»; «Сензитивный период в развитии»; «Зона ближайшего развития»; «Структура нарушения»; «Обходные пути обучения» в дефектологических исследованиях Л.С. Выготского.Вклад Л.С. Выготского в развитие представлений о путях преодоления нарушений в развитии ребенка.

Раздел 4. Основы дидактики коррекционной (специальной) педагогики

Особые образовательные потребности, содержание специального образования, принципы специального образования, технологии и методы специального образования, формы организации обучения детей с особыми образовательными потребностями. Педагогические системы специального образования лиц с отклонениями в развитии, современные приоритеты в развитии системы специального образования, гуманизация общества как условие развития специального образования. Основные задачи и принципы дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии, виды дошкольных учреждений для детей с отклонениями в развитии, основные направления педагогического процесса в ДОУ компенсирующего вида (диагностическое, развивающее, коррекционное, воспитательное), современные подходы к организации жизни ребенка с отклонениями в развитии в детском саду. Основные задачи и принципы обучения и воспитания в школе детей с отклонениями в развитии, виды школ для детей с отклонениями в развитии, формы организации обучения в школе детей с отклонениями в развитии.

Раздел 5. Современная система специальных образовательных услуг

Теория и практика раннего сопровождения развития детей с отклонениями, медико-педагогический патронаж, виды учреждений для  детей с особыми образовательными потребностями, интегрированные дифференцированные формы обучения детей с особыми образовательными потребностями, профессиональная ориентация и социально-трудовая реабилитация лиц с отклонениями в развитии, помощь в социальной адаптации лиц с отклонениями в развитии, особенности воспитания детей с отклонениями в развитии в условиях семьи.

Раздел 6. Интегрированное обучение как ведущая тенденция современного этапа развития системы специального образования

Социальная и образовательная интеграция детей с различными отклонениями в развитии.

Социо-культурные предпосылки развития социальной и образовательной интеграции.

Характеристика отечественной концепции интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и ее основные принципы. Опасность механического копирования западных моделей интеграции.

Вариативные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии.

Принципы отбора детей с отклонениями в развитии, для которых может быть эффективной та или иная модель интегрированного обучения. Необходимость психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, интегрированных в систему общего образования. Теоретические и экспериментальные исследования последних лет.

Раздел 7. Обучение и воспитание детей с нарушенным слухом

Предмет, задачи и методы сурдопедагогики. Аудиолого-педагогическая классификация нарушений слуха у детей. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха и развитие взглядов на дифференцированное обучение детей с недостатками слуха. Системы обучения детей с нарушениями слуха. Система образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха и их задачи. Школа для глухих детей и ее задачи. Школа для слабослышащих и позднооглохших детей и ее задачи. Постшкольное образование лиц с нарушенным слухом. Коррекционная направленность обучения детей с нарушениями слуха. Роль слухового анализатора в формировании словесной речи.

2. Особенности воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста

Принципы, задачи, содержание, методы и организационные формы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха. Характеристика системы формирования словесной речи. Характеристика системы развития слухового восприятия и обучения произношению. Особенности работы с родителями. Характеристика новых форм воспитания и обучения дошкольников с нарушенным слухом. 3. Особенности обучения глухих детей школьного возраста'

Принципы, задачи, содержание, методы и организационные формы обучения и воспитания глухих детей школьного возраста. Задачи, содержание, методы и формы организации обучения глухих детей произношению. Выявление, развитие и использование остаточного слуха у глухих школьников.

4.Особенности обучения слабослышащих детей школьного возраста. Содержание и методы обучения в школах для слабослышащих и позднооглохших детей. Основы методики развития речи слабослышащих учащихся. Система практического овладения грамматическими закономерностями языка в школе для слабослышащих и позднооглохших.

5. Особенности процесса воспитания школьников с нарушениями слуха

Основные задачи и принципы коррекционно-воспитательной работы с учащимися школ глухих, школ слабослышащих и позднооглохших. Задачи и система воспитательной работы в школах для глухих и слабослышащих детей. Развитие речи учащихся во внеклассное время.

Раздел 8. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения

1. Общие вопросы тифлопедагогики. Предмет, задачи и методы тифлопедагогики. Причины слепоты и слабовидения у детей. Классификация детей с нарушениями зрения. Ее значение для комплектования учреждений для детей с нарушениями зрения и организации их дифференцированного обучения. Основные принципы и критерии комплектования образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями зрения. Школа для слепых детей и ее задачи.

Школа для слабовидящих детей и ее задачи. Охрана и развитие остаточного и слабого зрения в процессе обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей.

2. Особенности процесса обучения слепых и слабовидящих детей. Задачи обучения слепых и слабовидящих детей. Принципы обучения детей с нарушениями зрения. Содержание обучения детей с нарушениями зрения. Методы обучения слепых и слабовидящих. Гигиенические требования к обучению слепых и слабовидящих. Технические средства обучения слепых и слабовидящих детей.

3. Воспитание детей с нарушениями зрения

Основные задачи и принципы коррекционно-воспитательной работы со слепыми и слабовидящими детьми

Содержание и формы внеклассной работы в школах слепых и слабовидящих.

Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье.

Раздел 9. Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта

1. Общие вопросы олигофренопедагогики

Предмет, задачи и методы олигофренопедагогики. Понятие "умственная отсталость". Причины умственной отсталости. Основные принципы комплектования специальных образовательных учреждений для умственно отсталых детей. История развития научных взглядов на обучение и воспитание умственно отсталых детей. Теоретические и экспериментальные исследования последних лет.

2. Особенности воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями интеллекта.

Задачи, содержание, методы и организационные формы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями интеллекта. Характеристика новых форм воспитания и обучения дошкольников с нарушениями интеллекта.

3. Особенности обучения умственно отсталых детей школьного возраста

Задачи обучения умственно отсталых школьников.

Принципы обучения умственно отсталых школьников.

Содержание обучения умственно отсталых школьников. Методы обучения умственно отсталых школьников. Дифференцированный и индивидуальный подход к обучению умственно отсталых школьников. Особенности воспитания и обучения глубоко умственно отсталых детей. Содержание профессионально-трудового обучения учащихся.

4. Особенности воспитания умственно отсталых школьников.

Основные задачи и принципы коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми в школе. Основные задачи и принципы коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми. Воспитание умений и навыков культуры поведения у умственно отсталых и глубоко умственно отсталых школьников. Содержание профессионально-трудового обучения. Профориентация учащихся вспомогательной школы. Коррекционно-развивающий эффект трудового обучения.

Модели трудового обучения учащихся школы. Задачи, содержание и организация трудового обучения глубоко умственно отсталых детей.

Раздел 10. Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития

1. Общие вопросы раздела коррекционной педагогики, связанного с изучением, обучением и воспитанием детей с задержкой психического развития

Предмет, задачи и методы обучения и воспитания детей задержкой психического развития.

Причины задержки психического развития.

Проблема диагностики задержки психического развития у детей.

Первичный дефект и вторичные отклонения при задержке психического развития.

Клиническая и психолого-педагогическая классификация детей с задержкой психического развития

Система обучения детей с задержкой психического развития. Система образовательных учреждений для детей с задержкой психического развития. Коррекционная направленность обучения детей с задержкой психического развития. Проблема дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.

2. Особенности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.

Задачи обучения и воспитания детей задержкой психического развития..

Принципы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Содержание обучения детей с задержкой психического развития.

Методы обучения детей задержкой психического развития.

Раздел 11. Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями

1. Общие вопросы логопедии. Предмет и задачи логопедии. Связь логопедии с другими науками.

Понятие «нарушение устной и письменной речи». Клиническая и психолого-педагогическая классификация речевых нарушений и их значение для организации дифференцированного обучения детей. Отграничение нарушений речевого развития от возрастных особенностей формирования речи в норме. Влияние речевых нарушений на коммуникативные и познавательные процессы. Причины речевых нарушений в детском возрасте. Необходимость координации педагогического воздействия с лечебными мероприятиями при нарушениях речи. Система обучения детей с нарушениями речи. Система образовательных учреждений для детей с нарушениями речи. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи и их задачи. Специальная школа для детей с тяжелыми нарушениями речи и ее задачи.

2. Особенности обучения и воспитания детей с различными речевыми нарушениями. Задачи обучения детей с речевыми нарушениями. Принципы обучения детей с нарушениями речи. Содержание обучения детей с нарушениями речи. Методы обучения детей с нарушениями речи. Принципы комплектования дошкольных групп и классов для детей с нарушениями речи. Система воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи. Система обучения и воспитания школьников с нарушениями речи. Логопедические пункты при массовых школах и их роль в преодолении неуспеваемости.

Раздел 12. Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

1. Общие вопросы раздела коррекционной педагогики, связанного с изучением, обучением и воспитанием детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Предмет и задачи раздела коррекционной педагогики, связанного с изучением, обучением и воспитанием детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Причины нарушений опорно-двигательного аппарата. Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата. Классификация форм детского церебрального паралича. Система образовательных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Коррекционная направленность обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Проблема дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

2. Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Задачи обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Принципы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Содержание обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Методы обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Организационные формы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дифференцированный и индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Раздел 13. Обучение и воспитание детей со сложной структурой нарушений

Задачи воспитания и обучения детей со сложной структурой нарушений. Причины сложных (комплексных) нарушений развития у детей. Виды сложных (комплексных) нарушений развития. Проблема определения типа специального обучения при сложных (комплексных) нарушениях развития у детей. Проблема воспитания ребенка со сложной структурой нарушений в семье. Система обучения слепо-глухих детей как модель для построения системы воспитания и обучения детей со сложной структурой нарушений. Выдающиеся отечественные достижения в области обучения и воспитания слепоглухих детей.

Список литературы для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по коррекционной педагогике

  1. Активизация учебно-воспитательного процесса глухих и слабослышащих учащихся. – М., 1997.
  2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.
  3. Актуальные проблемы интегрированного обучения. М., 2001.
  4. Алексеев О.Л. Теоретические основы учебной тифлотехники. – Екатеринбург, 1992
  5. Алтухова Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении. – Белгород, 1998.
  6. Апухтина А.Д., Васина Г.В., Чулков В.Н. Программа по социально-бытовой ориентации для слепоглухих детей // Дефектология. 1994, № 6.
  7. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). - М., 1989.
  8. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). М., 1989.
  9. Бабенкова Р.Д. Учебно-воспитательная работа в школах-интернатах для детей с церебральными параличами: Книга для учителя. - М., 1986.
  10. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Логопедические технологии. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – М., 2004.
  11. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. – М., 1990.
  12. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988.
  13. Баенская Е.Р. Ранние этапы аффективного развития в норме и патологии: Учебн. пособие. – М., 2001.
  14. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития: Метод. пособие. – М., 2001.
  15. Баженова О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. – М., 1986.
  16. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб., 2001.
  17. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением. - М., 2002.
  18. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями // Дефектология. 1996, № 3.
  19. Басилова Т.А. Как начиналось обучение слепоглухих детей в России // Дефектология. 1999, № 2.
  20. Басилова Т.А. Развитие игры у слепоглухих детей // Дефектология. 1994, № 2.
  21. Бгажнокова И.М. Основные изменения структуры и содержания обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. 1995, №1.
  22. Бгажнокова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. 1994, № 1.
  23. Бейн Э. С., Бурлакова М. К., Визель Т. Г. Восстановление речи у больных с афазией.- М., 1982.
  24. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. - М., 1985.
  25. Белопольская Н.Г. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития. – М., 1972.
  26. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями. – М., 2004.
  27. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание // Хрестоматия. – М., 2003.
  28. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. – М., 2000.
  29. Бертынь Г.П. Сложная структура дефекта у детей, матери которых перенесли краснуху // Дефектология. 1989, № 3.
  30. Бертынь Г.П. Этиологическая классификация слепоглухоты // Дефектология. 1985, № 5.
  31. Бертынь Г.П., Певзнер М.С., Мареева Р.А. Синдром Маршалла и Ушера - наследственные формы слепоглухоты (клинико-психолого-педагогическое изучение) // Дефектология. 1988, № 2.
  32. Бертынь Г.П., Розанова Т.В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом // Дефектология. 1993, № 4.
  33. Бине А., Симон Т. Ненормальные дети (фрагменты книги) // Измерение умственных способностей. – СПб., 1999.
  34. Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. 1989, № 3.
  35. Больших И.В., Кукушкина 0.И. Компьютерные технологии и математика в специальной школе // Дефектология. 1995, №2.
  36. Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе. – Л., 1971.
  37. Боскис P.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.,1963.
  38. Браун Д. Тенденции изменения популяции детей со сложной структурой нарушения // Дефектология. 2000, № 1.
  39. Браун Н. Психологический факторы принятия себя родителями слепоглухих детей // Дефектология. 1997, № 2.
  40. Бюрклен К. Психология слепых. – М., 1934.
  41. Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. – М., 1976.
  42. Ван Дайк Ян Обучение и воспитание слепоглухих как особой категории аномальных детей // Дефектология. 1997, № 2.
  43. Венгер А.А., Выготская Г.Л., Леонгрард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М.,1972.
  44. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. – М., 1987.
  45. Власова Т.А. О влиянии нарушенного слуха на развитие ребенка. - М., 1954.
  46. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.
  47. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
  48. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду: Практикум для работы со слабослышащими детьми. – М., 1997.
  49. Волкова К.А. Методика обучения глухих произношению - М., 1968.
  50. Волкова Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими дефектами зрения. Дис..докт.пед.н. – М., 1983
  51. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1980.
  52. Вопросы логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1959.
  53. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П.Носковой. – М., 1982.
  54. Воспитание аномальных детей в дошкольном возрасте / Под ред. Н.Г.Морозовой. – М., 1978.
  55. Воспитание глухих детей в школе / Под ред. А.Г. Зикеева. – М., 1979.
  56. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. - М., 1991.
  57. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В.Воронковой. – М., 1994.
  58. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. - М., 1991.
  59. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. - М., 1995.
  60. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956
  61. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности // Проблемы дефектологии. – М., 1995
  62. Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Проблемы дефектологии. – М., 1995
  63. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997.
  64. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1982.
  65. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах. - М., 1984.
  66. Выявление детей с подозрением на снижение слуха (младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст) // Под ред Г.А. Таварткиладзе, Н.Д.Шматко. – М., 2002.
  67. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Книга для воспитателей. – М., 1985.
  68. Гаркуша Ю.Ф. и др. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – М., 1999.
  69. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. - М., 1965.
  70. Гозова А.П. Профессионально-трудовое обучение глухих школьников. – М., 1966.
  71. Гозова А.П. Психология трудового обучения глухих. - М., 1979.
  72. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. – М.,1974.
  73. Гончарова Е.Л. Подготовка детей с нарушениями зрения и слуха к восприятию художественной литературы: традиции и новые подходы // Дефектология. 2000, № 2.
  74. Гончарова Е.Л. Подготовка детей с нарушениями зрения и слуха к восприятию художественной литературы: традиции и инновации // Дефектология. 2000, № 2.
  75. Гончарова Е.Л. Социо-культурные контексты психолого-педагогических исследований отклоняющегося развития: опорные таблицы». Альманах Института коррекционной педагогики. Вып.5.-М.: ВНИИТЦ, 2002.
  76. Гончарова Е.Л. Формирование базовых компонентов читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха // Дефектология. 1995, № 4.
  77. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения // Дефектология. 1998, № 3.
  78. Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. - М., 1961.
  79. Григорьева Л.П., Фильчикова Л.И., Алиева З.С. Дети с проблемами в развитии / Под. ред. Л.П.Григорьевой. – М., 2002.
  80. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. М., 1982.
  81. Данилова Л.А. Методы коррекции психического и речевого развития у детей с церебральным параличом. – Л., 1977.
  82. Денискина В.З. Содержание работы воспитателя с учащимися начальных классов школ для детей с нарушением зрения. – В., 1997.
  83. Денискина В.З., Курбанов Р.А. Слепой ребенок вне дома // Слепой ребенок в семье : Книга для родителей / Под ред. Л.И.Солнцевой. – М., 1989
  84. Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. Земцовой М.И., Каплан А.И., Певзнер М.С. – М., 1967
  85. Дети с задержкой психического развития. - М.,1984 .
  86. Дети с отклонениями в развитии (отграничение олигофрении от сходных состояний). Под ред. М.С.Певзнер. - М., 1966.
  87. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие / Сост. Н.Д.Шматко. - М., 1997.
  88. Дети с отклонениями в развитии: методическое пособие / Сост. Н.Д.Шматко – М., 1997.
  89. Дети с церебральными параличами: пути обучения и коррекции нарушенных функций / Под ред. М.В. Ипполитовой. – М., 1981
  90. Дети-сироты: Консультирование и диагностика / Под. ред. Е.А. Стребелевой. - М., 1998.
  91. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 1998.
  92. Дефективные дети и школа: Сб. ст. / Под ред. В.П. Кащенко. – М., 1912.
  93. Дефектологический словарь / Под ред. А.И. Дьячков. М., 1970.
  94. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. - М., 2001.
  95. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни / Составители Г.А. Таварткиладзе, Н.Д.Шматко. - М., 2002.
  96. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни / Сост. Г.А.Таварткиладзе, Н.Д.Шматко – М., 2001.
  97. Дошкольное воспитание аномальных детей /Под ред. Л.П.Носковой. – М., 1993.
  98. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М., 1969.
  99. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. - М., 1981.
  100. Дьячков А.И. Системы обучения глухих детей. - М., 1961.
  101. Евсевичева И.В., Зельдин Л.С., Кричевец А.Н. Компьютерные игры как средство восстановления движений // Вестн. МГУ. Сер. 14, Психология. 1993, № 4.
  102. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 1973.
  103. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А Программа для образовательных (коррекционных) дошкольных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. - М., 2002.
  104. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. Справочно-методическое пособие для учителя. – М., 1990
  105. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации.- М., 1982.
  106. Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество.- М., 1998.
  107. Жохов В.П., Плаксина Л.И., Карманова Е.А. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. – М., 1989
  108. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Екатеринбург, 1998.
  109. Журба Л.Г., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М., 1981.
  110. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
  111. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Диагностика и консультирование. – М., 2003.
  112. Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. - М.,1991.
  113. Замский Х.С. История олигофренопедагогики. – М., 1980.
  114. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. – М., 1995.
  115. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитание и обучение. – М., 1995.
  116. Занков Л. В. Лев Семенович Выготский как дефектолог. // Дефектология. 1971, № 6.
  117. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. – М., 1956
  118. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. – М., 1973
  119. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся (1 – 4 классы 2-го отделения). – М., 1976.
  120. Зыков С.А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. - М., 1961.
  121. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. - М., 1977.
  122. Зыков С.А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. - М., 1961.
  123. Зыков С.А. Проблемы сурдопедагогики / Сост. и авт. библиограф. Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова. – М., 1997.
  124. Зыкова Т.С. Обучение глухих школьников планированию предметно-практической деятельности. Методические рекомендации. - М.,1978.
  125. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей. – М., 2002.
  126. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения / Под ред. Р.М. Боскис. - М., 1972.
  127. Интенсификация учебного процесса в школе слабослышащих / Под ред. К.Г. Коровина. – М., 1988.
  128. Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. – М., 2003.
  129. Иншакова О.Б. Формирование элементарного графического навыка у детей 5-7 лет. – М., 2002.
  130. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М., 1994.
  131. Использование предметно-практической деятельности в обучении глухих школьников / Под ред.С.А.Зыкова. - М.,1976.
  132. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при ДЦП. – Киев, 1987.
  133. Катаева А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста. Автореф.дис.док.псих.наук. – М., 1977.
  134. Катаева А.А. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика (второе издание). - М., 2001
  135. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. - М., 2001.
  136. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. Учебник для вузов. - М., 2001.
  137. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М., 1994.
  138. Кожевникова Е.В., Мухамедрахимов Р.Ж., Чистович Л.А. Санкт-Петербургская программа "Абилитация младенцев" - первая в России программа раннего вмешательства // Педиатрия. 1995. № 4.
  139. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с ТНР. - М., 1982.
  140. Комаров К.В. Особенности обучения слабослышащих детей. – М., 1985.
  141. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом (методические рекомендации). –М. – СПб., 1998.
  142. Комплект программно-методического обеспечения воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития в 3 частях / Под ред. Головчиц Л.А. - М., 2003.
  143. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб., 1997.
  144. Корнилова И.Г. Игра и творчество в психокоррекции. – М., 2000
  145. Коровин К.Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку. – М., 1976.
  146. Коровин К.Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку. - М., 1976.
  147. Королевская Т.К. «Видимая речь: новая технология – новые отношения//Дефектология. 1996. № 2
  148. Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. – М., 1975
  149. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников/ Под ред.Л.П.Носковой. - М., 1989.
  150. Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 2003.
  151. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого ребенка в семье. - М., 1971
  152. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. - М., 1969.
  153. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. - М., 1969.
  154. Корсунская Б.Д. Обучение глухих дошкольников. - М., 1960.
  155. Костючек Н.С. Развитие речи у учащихся школ слепых. – М., 1967
  156. Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения. – СПб., 1991.
  157. Кузьмичева Е.П. Развитие речевого слуха у глухих. - М., 1983.
  158. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы. // Дефектология. 1994, № 5.
  159. Кукушкина О.И, Королевская Т.К., Гончарова Е.Л. Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка / Методическое пособие к специализированной компьютерной программе «Мир за твоим окном». - М., 1996
  160. Кукушкина О.И. Внутренний мир человека… и компьютер? // Дефектология. 1999, № 3.
  161. Кукушкина О.И. Компьютерная поддержка взаимодействия специального психолога и педагога // Дефектология. 2002, № 2.
  162. Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе // Дефектология. 1995, № 6.
  163. Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых. – М., 1969
  164. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. - СПб., 1998.
  165. Лалаева Р.И. Коррекционно-педагогическая работа логопеда во вспомогательной школе. – М., 2001.
  166. Лебединский В.В . Нарушения психического развития детей. - М., 1985
  167. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. - М., 1961.
  168. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). - М., 1951.
  169. Левченко Е.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.
  170. Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. – М., 2001.
  171. Леонгард Э.И. Неслышащие дети в мире слышащих // Особый ребенок: Исследования и опыт помощи / Под ред. А.А. Цыганок. – М., 1998
  172. Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. - М., 1971.
  173. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. – М., 1991.
  174. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. – М., 1991.
  175. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать! – М., 1990.
  176. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1985
  177. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.
  178. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития. - М., 1989.
  179. Лубовский В.И. Дифференцированный подход к проблеме слепоглухоты // Психол. Журнал. 1989, № 3.
  180. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 1971, № 6.
  181. Лубовский В.И. Развитие речевой регуляции действий у аномальных детей. Автореферат доктор. дисс., 1975.
  182. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М., 1978.
  183. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. - М., 2000.
  184. Маллаев Д.М. Педагогические основы формирования игры слепых и слабовидящих детей как средство коррекции их нравственного и физического развития. Дисс..докт.пед.н., 1993
  185. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М., 1988.
  186. Малофеев Н.Н. Перспективы развития учебных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями // Начальная школа: плюс, минус. 2000, № 12.
  187. Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. 1996,. № 1.
  188. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. 1997, № 4.
  189. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. - М., 1996.
  190. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. 1997, № 6.
  191. Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л. Институт коррекционной педагогики РАО: наука - практике на рубеже веков // Инновации в Российском образовании: Специальное (коррекционное) образование 1999. - М., 1999.
  192. Мамайчук И.И., Бахманова Е.Н. Комплексное психологическое исследование больных со спастической формой детского церебрального паралича // Дефектология. 1984.
  193. Марковская И.Ф. Задержка психического развития: Клиническая и нейропсихологическая диагностика. – М., 1993.
  194. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. - М., 1992.
  195. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). – М., 1997..
  196. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом (младенческий, ранний и дошкольный возраст). - М., 1991.
  197. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985
  198. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. Сборник научных трудов. - М., 1991.
  199. Методика обучения глухих устной речи / Под ред. Ф.Ф.Рау. - М., 1976.
  200. Методика преподавания русского языка в школе глухих. / Под ред. Л.М. Быковой. – М., 2002.
  201. Методы изучения аномальных детей Под.ред. А.И. Дьячкова, Т.В Розановой, Н.В. Яшковой. - М.,1965
  202. Методы обследования речи у детей / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М., 2003.
  203. Методы обследования речи у детей / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2003.
  204. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. - М., 1974
  205. Миронова Э.В., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Педагогические методики выявления детей с подозрением на снижение слуха (младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст). – М., 2000.
  206. Мозг и поведение младенца / Под ред. О.С.Адрианова. - М., 1993.
  207. Мозговой В.М., Дмитриев А.А., Самыличев А.С. Методические рекомендации по организации физического воспитания во вспомогательной школе. – М., 1986.
  208. Моисеева Т.Ф., Приходько О.Г. Диагностика развития и коррекция детей первого года жизни с двигательными нарушениями: Метод. пособие. - М., 2003.
  209. Морозова Е.И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста // Дефектология, 1998, №3.
  210. Морозова Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего возраста // Дефектология, 1997, №4.
  211. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. - М.,1969.
  212. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. – М., 1969.
  213. Московкина А.Г. Полиморфизм сенсорных и психических нарушений при синдроме Ушера // Дефектология, 1984, № 4
  214. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. - СПб., 1999.
  215. Нейман Л.В. Анатомия и физиология органов слуха и речи. - М., 1959.
  216. Нейман Л.В. Слуховая функция у тугоухих и глухих детей. - М., 1961
  217. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 1997.
  218. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях YIII вида: Новые учебные программы и методические материалы / Под. Ред. А.М.Щербаковой. – Книга вторая. – М., 2002.
  219. Новое в методах обучения глухих детей / Под ред. С.А.Зыкова. - М., 1968.
  220. Новоселов Л.А. Соотношение теории и практики в общетехнической подготовке глухих школьников. - М., I962.
  221. Носкова Л.П. Развитие речи детей с нарушенным слухом // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П.Носковой. – М., 1993.
  222. Носкова Л.П. Теоретические основы обучения языку глухих детей дошкольного возраста// Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста/ Отв.ред. Л.П.Носкова. - М.,1982.
  223. Обухова Т.И. Влияние нарушения слуха на психическое развитие ребенка // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П.Носковой. – М., 1984.
  224. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной. - М., 1981.
  225. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей. 2-е изд., испр. и доп. – Смоленск, 1994.
  226. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. Л.М. Шипицына. - СПб,1997
  227. Обучение и воспитание глухих / Сост. Дьячков А.И. и др. - М.,1959.
  228. Основы логопедической работы с детьми. Под общей ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2002.
  229. Основы специального обучения слабослышащих детей / Под ред. P.M.Боскис - М., 1968.
  230. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968.
  231. Особенности мышления и речи глухих школьников / Под ред. Т.В.Розановой. - М.,1985.
  232. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т.А.Власовой. - М., 1985.
  233. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред Л.П.Носковой. – М., 1984.
  234. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральными параличами / Под ред. М.В. Ипполитовой. – М., 1989.
  235. Отстающие в учении школьники / Под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. – М., 1986.
  236. Певзнер М.С., Бертынь Г.П., Донская Н.Ю. Клинико-психологическое изучение учащихся вспомогательных классов школ для слабослышащих детей // Дефектология. 1979. № 3.
  237. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: Методическое пособие. – М. 2003.
  238. Переслени Л.И., Подобед В.Л. Исследование прогностической деятельности для характеристики умственного развития детей // Дефектология. 1982. № 6.
  239. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М., 1999.
  240. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей – олигофренов. - М., 1968.
  241. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. - М., 1969.
  242. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / Под ред. Иншаковой О.Б. – М., 2001.
  243. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М., 1985
  244. Плаксина Л.И. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения // Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 2001
  245. Плаксина Л.И. Концептуальные подходы к проблеме реабилитации и интеграции незрячих студентов средствами высшего образования лиц с нарушением зрения. – Н.Новгород, 2000
  246. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая реабилитация инвалидов средствами творческой деятельности // Фестивали творчества инвалидов – М., 2000
  247. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. – М., 1998
  248. Повышение эффективности обучения глухих школьников / Под ред. А.Г.Зикеева и др. - М., 1986.
  249. Понгильская А.Ф. Обучение глухих детей языку (I-IV классы). - М., 1963.
  250. Преодоление заикания у дошкольников / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1975.
  251. Приходько О.А. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детей с церебральным параличом. - М., Медицина, 1972.
  252. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И.Плаксиной. – М., 1995
  253. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / Под ред. А.Р.Лурия. – М., 1958.
  254. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. – М., 1993.
  255. Программы для 0-IV школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М., 1996.
  256. Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение: начальные классы. – М., 2000.
  257. Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. – М., 19990.
  258. Программы специальных (коррекционных) учреждений I вида. –1997, 2003 гг.
  259. Программы специальных (коррекционных) учреждений II вида. –1997, 2003 гг.
  260. Программы специальных коррекционных образовательных учреждений 4 вида / Под ред Л.И.Плаксиной. – М., 1997
  261. Психология глухих детей / Под ред. И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Н. В. Яшкова. - М., 1971.
  262. Психология глухих детей / Под ред.И.М. Соловьева. Ж.И. Шиф,.Т.В. Розановой и Н.В. Яшковой. - М.,1971
  263. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М., 2003.
  264. Пузанов Б.П., Коняева Н.П. и др. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Пузанова Б.П. – М., 2000.
  265. Пути интенсификации изучения, обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей. // Межвузовский сборник научных трудов. – М., 1986.
  266. Развитие глухих учащихся в условиях внеклассной и внешкольной работы. // Межвузовский сборник научных трудов. – М., 1983.
  267. Развитие способности у глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т.В.Розановой. - М.,1991.
  268. Развитие устной речи у глухих школьников. – М., 2001.
  269. Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка: методические рекомендации. Часть 1 и 2.// Дефектология. 1998, №№ 1 и 2.
  270. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка: методические рекомендации // Дефектология, 1998, №3.
  271. Ранний возраст //Альманах Института коррекционной педагогики. Вып.2,3, 4, 6, 7. - М., 2001-2003.
  272. Рау Ф.Ф. Обучение глухонемых произношению. - М., 1960.
  273. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. - М., 1973.
  274. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих / пособие для учителя. - М., 1981.
  275. Речицкая Е.Г. Формирование учебной деятельности глухих школьников младших классов. - Л., 1990.
  276. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. - М., 1978.
  277. Рубинштейн С.Я Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.
  278. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: 3-е издание. – М., 1986.
  279. Саломатина И.В. Синдром Ушера и наши дети. - М., 2001
  280. Семенова К.А. Методические рекомендации по этапному лечению детских церебральных параличей. – М., 1978.
  281. Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. - Ташкент, 1979.
  282. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. - М., 1991.
  283. Скребицкий А.И. Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе. - СПб., 1903.
  284. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. - М., 1990.
  285. Смирнова А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. Пособие для родителей. – М., 1967.
  286. Соколянский И.А. Некоторые особенности слепоглухонемых детей до поступления их в школу-клинику // Обучение и воспитание слепоглухонемых. - М., 1962. Изв. АПН РСФСР; Вып. 12.
  287. Соколянский И.А. Обучение слепоглухонемых детей // Дефектология. 1989. № 2.
  288. Соколянский И.А. Усвоение слепоглухонемым ребенком грамматического строя словесной речи // Докл. АПН РСФСР, 1, 1959.
  289. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. – М., 1997
  290. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. – М., 2000
  291. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. – М., 1988.
  292. Соловьев И.М Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. – М., 1966.
  293. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. - М., 1966.
  294. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Стребелевой Е.А., - М., 2001.
  295. Специальная педагогика / Под ред Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2000
  296. Специальная психология и коррекционная педагогика. К вопросу о терминологии. - Альманах Института коррекционной педагогики. Вып. 5. - М., 2001.
  297. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1980.
  298. Стернина Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих школьников. – Л., 1980
  299. Стребелева Е.А. Комплексный подход к раннему выявлению и ранней коррекции отклоняющегося развития у детей /Проблемы младенчества:нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. – М.,1999.
  300. Стребелева Е.А. Создание в России единой системы раннего выявления и ранней коррекции отклонений в развитии детей – одна из актуальных задач дошкольного специального образования // Дошкольное воспитание, 1998, №1.
  301. Стребелева Е.А. Формирование мышления детей с отклонениями в развитии. Книга для учителя, - М., 2001.
  302. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. - М., 2001.
  303. Сурдопедагогика. / Под ред. проф. А.И. Дьячкова. - М., 1963.
  304. Сурдопедагогика./Под ред. Проф. М.И. Никитиной. – М., 1989.
  305. Сухова В.Б. Обучение математике в начальных классах школ глухих. - М., 1979.
  306. Темкин Я.С. Глухота и тугоухость. - У., 1957.
  307. Терьянова Л.Н., Гуревич М.Г. Из опыта обучения детей с нарушенным слухом в смешанной группе // Дефектология, № 2, 2001.
  308. Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. - М.,1978.
  309. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск, 2000.
  310. Труш В.Д.,. Голод В.И Компьютеры в дефектологии // Информатика и образование. - 1986. - N2
  311. Тупоногов Б.К. Содержание и методы коррекционной работы на уроках биологии и химии в школе для слабовидящих детей – М., 1995.
  312. Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики. – М., 2001
  313. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М., 1990.
  314. Умственное развитие учащихся вспомогательной школы. / Под ред. Ж.И.Шиф. - М., 1961.
  315. Усовершенствование педагогического процесса в школе глухих / Под ред. А.Г.Зикеева и др. - М., 1981.
  316. Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. М.С.Певзнер, К.С.Лебединской. - М., 1979.
  317. Феоктистова В.А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей. – Л., 1973
  318. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез: Учебное пособие. - М., 1999.
  319. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. - М., 1989.
  320. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием: Программа и методич. рекомендации для дошк. образоват. учр-я компенсир. вида (старшая группа). - М., 2002.
  321. Фильчикова Л.И., Парамей О.В., Бернадская М.Э. Диагностика и коррекция нарушений зрения у детей первого года жизни: Метод. пособие. – М., 2003.
  322. Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей I года жизни // Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. - М., 1979.
  323. Халилова Л.Б. Особенности фонематического восприятия и звукового анализа у младших школьников, страдающих детским церебральным параличом // Дефектология. 1977. №3.
  324. Халилова Л.Б. Состояние первоначальных морфологических обобщений у учащихся начальных классов, страдающих церебральными параличами // Дефектология. 1979. №1.
  325. Хорош С.М. Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника. – М., 1983.
  326. Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции: диагностика и коррекция. – М., 2003.
  327. Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции: диагностика и коррекция. - М., 2003.
  328. Чулков В.Н. Вопросы изучения психического развития слепоглухонемых детей и характеристика вариантов развития при слепоглухоте. В сб.: Коррекционно-воспитательная работа с детьми при глубоких нарушениях зрения и слуха. - М., 1986.
  329. Чулков В.Н. Социально-бытовая ориентация как специальный принцип обучения слепоглухих детей // Дефектология, 1996
  330. Шамарин Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. - Калуга, 1996.
  331. Шаховская С.Н. и др. Логопедия. Методические наследие. Ч.1-4. – М., 2004.
  332. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М., 1999.
  333. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с ЗПР: Пособие для учителя. – М., 1990.
  334. Шипицина Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии // Образование. - СПб, 1995.
  335. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – Спб., 2002.
  336. Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательных школ //Психологическая наука в СССР.т.2. - М., 1960.
  337. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. - М., 1968.
  338. Шиф Ж.И., Петрова В.Г. Мышление умственно отсталых школьников. – В кн. «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы». - М., 1965.
  339. Шматко Н.Д. Преемственность в системе работы над произношением детей с нарушениями слуха в дошкольных и школьных учреждениях. – Дефектология, № 5, 1999.
  340. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение. - Дефектология, №№ 1 и 2, 1999.
  341. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение. – Дефектология, № 1 и 2, 1999.
  342. Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. // Дошкольное воспитание, №3, 1998.
  343. Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. // Дошкольное воспитание, № 3, 1998.
  344. Шматко Н.Д., Миронова Э.В. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа //Дефектология. - N 4. – 1995
  345. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. - М., 1995;
  346. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. - М., 1997
  347. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Церебральные параличи и пути их преодоления. – М., 1959.
  348. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. - М., 1998.
  349. Ярмаченко Н.Д. Проблема компенсации глухоты. - Киев, 1976.
  350. Ярмоленко А.В. Очерки психологии слепоглухонемых. - ЛГУ, 1961.
  351. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. - М., 1997.
  352. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. – М., 1988

Вопросы для вступительного экзамена в аспирантуру по коррекционной педагогике

Экзаменационный билет вступительного экзамена по философии состоит из двух вопросов (первый вопрос – общие вопросы коррекционной педагогики, второй –вопросы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии)

  1. Актуальные проблемы и перспективы развития специальной  педагогики.
  2. Современная система организации дошкольного образования детей с отклонениями в развитии. Основные направления совершенствования специального дошкольного образования как составной части общей системы образования.
  3. Современная система организации школьного образования детей с отклонениями в развитии. Основные направления совершенствования специального школьного образования детей с отклонениями в развитии как составной части общей системы образования.
  4. Вклад Л.С. Выготского в становлении и развитии системы специального образования.
  5. Основные этапы становления  и развития национальных систем специального образования детей: от осознания целесообразности обучения детей с проблемами в развитии до идеи о необходимости их интегрированного обучения.
  6. Модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии на современном этапе становления национальной системы специального образования.
  7. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с отклонениями в развитии в условиях дошкольного, школьного и постшкольного образования.
  8. Принципы воспитания как важнейшие положения, определяющие воспитательный процесс, особенности их реализации в работе с детьми с отклонениями в развитии.
  9. Теория и практика раннего сопровождения развития детей с сенсорными, интеллектуальными, физическими нарушениями в системе непрерывного образования.
  10. Основные направления и формы взаимодействия педагогов и родителей в вопросах воспитания, обучения и социальной адаптации дошкольников с отклонениями в развитии.
  11. Научно-теоретические и методологические основы специальной  педагогики как науки. Перспективы развития.
  12. Дифферинцированные и интегрированные формы обучения детей с отклонениями в развитии.
  13. Основные направления работы по социальной адаптации  детей с отклонениями в развитии.
  14. Общие закономерности и способности психофизического развития детей дошкольного возраста с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями.
  15. Вклад Кащенко В.П. в становление и развитие системы специального образования.
  16. Охарактеризуйте цели и задачи специальной педагогики.
  17. Охарактеризуйте современную структуру организации специальной педагогики, укажите пути ее развития.
  18. Как изменилась концепция социальной реабилитации лиц  с ограниченными возможностями здоровья на протяжении 20 в.?
  19. Что такое светская благотворительность? С какими историческими событиями в России она была связана?
  20. Охарактеризуйте клинические основы специальной педагогики.
  21. Охарактеризуйте современную классификацию лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  22. Актуальные проблемы и перспективы развития специальной  педагогики.
  23. Современная система организации дошкольного образования детей с отклонениями в развитии.
  24. Современная система организации школьного образования детей с отклонениями в развитии.
  25. Вклад Л.С. Выготского в становлении и развитии системы специального образования.
  26. Теория и практика раннего сопровождения развития детей с сенсорными, интеллектуальными, физическими нарушениями в системе непрерывного образования.
  27. Основные направления и формы взаимодействия педагогов и родителей в вопросах воспитания, обучения и социальной адаптации дошкольников с отклонениями в развитии.
  28. Научно-теоретические и методологические основы специальной  педагогики как науки. Перспективы развития.
  29. Дифферинцированные и интегрированные формы обучения детей с отклонениями в развитии.
  30. Основные направления работы по социальной адаптации  детей с отклонениями в развитии.
  31. Методы дошкольной олигофренопедагогики.
  32. Организация помощи детям с нарушением интеллекта в нашей стране.
  33. Общая характеристика контингента в специальном дошкольном  учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
  34. Принципы отбора в специальном дошкольном  учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
  35. Задачи специальных дошкольных  учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
  36. Задачи дошкольного воспитания умственно отсталых детей.
  37. Роль учителя-дефектолога в структуре ПМПК и должностные обязанности учителя-дефектолога и воспитателя в специальном дошкольном  учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
  38. Общая характеристика программы воспитания и обучения детей в специальном дошкольном  учреждении.
  39. Принципы построения Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
  40. Основные направления работы по развитию восприятия у дошкольников с нарушением интеллекта.
  41. Организация, содержание и методы коррекционной помощи детям с органическим поражением ЦНС в младенчестве.
  42. Организация, содержание и методы коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми раннего возраста.
  43. Коррекционно-педагогическая работа по развитию социальной направленности умственно отсталых детей.
  44. Умственное воспитание детей с нарушением интеллекта.
  45. Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем.
  46. Социальная направленность воспитания и обучения умственно отсталых детей в специальном дошкольном  учреждении.
  47. Основные направления работы по развитию речи у дошкольников с нарушением интеллекта.
  48. Организация, содержание и методы индивидуальной коррекционной работе с умственно отсталыми детьми.
  49. Принципы построения занятий в специальных дошкольных учреждениях для детей с ЗПР.
  50. Организация индивидуально-коррекционной работы в специальном дошкольном учреждении для детей с ЗПР.
  51. Проблемы интеграционного и дифференцированного обучения детей с ЗПР. Контингент детей, подлежащий обучению в классах КРО и классах компенсирующего обучения.
  52. Понятие ЗПР. Задачи лечебно-профилактической работы с детьми с ЗПР.
  53. Подготовка к школе детей с ЗПР.
  54. Направления работы системы коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школе.
  55. Задачи лечебно-профилактической работы с детьми с ЗПР.
  56. Социальная направленность воспитания и обучения детей с нарушениями речи в специальном дошкольном  учреждении.
  57. Основные направления работы по развитию речи у дошкольников
  58. Особенности работы воспитателя и логопеда в специальном дошкольном  учреждении.
  59. Индивидуализация задач при обучении игровой деятельности детей с ЦП.
  60. Игровая деятельность как условие личностного развития детей с ЦП.
  61. Содержание коррекции продуктивных видов детской деятельности при ДЦП.
  62. Коррекция двигательного развития в процессе трудового воспитания детей с ЦП.
  63. Использование вербальных и невербальных средств коррекции детьми с ЦП.
  64. Содержание работы по коррекции дизартрий у детей с ЦП.
  65. Основные направления и приемы коррекции экспрессивной речи у детей с ЦП.
  66. Формирование элементарных математических представлений у детей с ЦП.
  67. Содержание работы по подготовке к обучению в школе детей с ЦП.
  68. Консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей с ЦП.