Программа вступительного экзамена по профилю Коррекционная психология

(812) 596-24-42

(812) 325-57-12

Напишите нам

rector@rwiufc.spb.ru

Медаль Официальный сайт Миссия и Видение
Русскоязычная версия English version Special version


Программа вступительного экзамена по профилю Коррекционная психология

Введение

Программа вступительного экзамена по профилю 19.00.10 – коррекционная психология направлена на проверку знаний поступающих на обучение в аспирантуру по проблемам современной коррекционной психологии и смежным наукам, раскрывающим закономерности и специфику  психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья.

На вступительном экзамене будущие аспиранты должны показать знания по общим и частным вопросам коррекционной психологии, уметь выделить общие и специфические закономерности психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Экзаменационные билеты включают: вопрос из раздела «Общие вопросы коррекционной психологии», вопросы по узкой направленности разделов коррекционной психологии.

Содержание программы вступительного экзамена

1. Предметное содержание современной коррекционной психологии

Предмет и объект специальной психологии. Отграничение предмета специальной психологии от содержания патопсихологии, клинической психологии, нейропсихологии и психопатологии. Цели и задачи специальной психологии на современном этапе ее развития. Связь специальной психологии с другими науками. Своеобразие предметных связей специальной психологии с другими психологическими дисциплинами (возрастная, общая, педагогическая и клиническая отрасли). Связь специальной психологии с коррекционной педагогикой. Основные отрасли современной специальной психологии. Роль и значение специальной психологии в понимании природы человека и его развития.

Методы и принципы коррекционной психологии.

Особенности использования психологических методов исследования в зависимости от формы нарушения. Эксперимент и возможности его использования в специальной психологии. Обучающий и конструирующий эксперимент - их возможности и ограничения. Стратегии продольных и поперечных срезов в экспериментальном изучении лиц с отклонениями в развитии. Качественный и количественный подход в оценке экспериментальных данных. Тестовые методы в специальной психологии. Метод наблюдения и техники его использования в специальной психологии. Анамнестический метод и его значение в специальной психологии. Беседа и особенности ее проведения в области специальной психологии. Анализ продуктов деятельности. Стандартизированные психодиагностические процедуры и их использование в практике специальной психологии. Метод анкет и опросов. Особенности применения самонаблюдения в специальной психологии. Методы статистической обработки эмпирических данных. Диагностическая коррекция, как особый метод специальной психологии. Этапы проведения исследования в специальной психологии. Использование опытных данных в практике обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Правила и требования к написанию психологического заключения и формированию рекомендаций.

2. Современные представления о сущности феномена отклоняющегося развития

Понятие о психическом развитии. Современные теории психического развития. Количественные и качественные изменения в процессе развития. Понятие новообразования в процессе психического развития. Необратимость и непрерывность психического развития. Гетерохронность психического развития. Сензитивные периоды в процессе психического развития. Психическое развитие и деятельность. Обучение и развитие. Зона ближайшего и актуального развития. Соотношение спонтанного и направленного развития.

Культурно- историческая теория психического развития Л.С. Выготского как методологическая база специальной психологии. Отклоняющееся развитие как особый способ генеза. Структура первичных и системных нарушений. Трудности в усвоении социально-исторического опыта как основная черта отклоняющегося развития. Соотношение поврежденных, недоразвитых и сохранных функций. Роль обучения в коррекции вторичных отклонений в развитии. Сущность феномена нарушенного развития и его основные характеристики.

Значение представлений о нарушенном развитии для понимания природы нормального функционирования психики.

3. История коррекционной психологии

Своеобразие представлений об отклонениях в психическом развитии на уровне обыденного сознания. Систематическое обучение детей с отклонениями в развитии как предпосылка возникновения специальной психологии.

Клинико-экспериментальное и психолого-педагогическое направления в специальной психологии. Соотношение эволюции представлений о норме развития, стилей воспитания и образования нормального ребенка и этапов эволюции отношений к лицам с отклонениями в развитии аномальному ребенку.

Роль и значение Л.С. Выготского в становлении и развитии специальной психологии. Становление основных отраслей современной специальной психологии: тифлопсихология, сурдопсихология, психология лиц с умственной отсталостью, психология детей с задержкой психического развития, психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология лиц с нарушениями эмоциональной и поведенческой сфер, психология детей со сложными недостатками развития и др.

4. Причины отклонений в развитии и факторы их опосредствующие

Экзогенные и эндогенные вредности как причины отклонений в развитии. Основные факторы, опосредующие действие патогенных вредностей: локализация, экспозиция, интенсивность, возраст, компенсаторные возможности и др. Профилактика отклонений в психическом развитии.

5. Структура нарушенного развития и механизмы формирования системных отклонений

Понятие о структуре нарушенного развития. Основные параметры дизонтогенеза. Представления о первичных, вторичных и третичных нарушениях в психическом развитии. Общие и специфические закономерности нарушенного психического развития. Механизмы формирования вторичных отклонений:

6. Классификации отклонений в психическом развитии и общая характеристика отдельных форм дизонтогенеза

Теоретические и эмпирические классификации отклонений в развитии. Международная классификация психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра. Современные отечественные клинико-психологические и психолого-педагогические классификации отклонений психического развития В. В. Ковалева, В. В. Лебединского, М. М. Семаго и др.

7. Категориальный аппарат современный коррекционной психологии Компенсация, психологическая коррекция, депривация, реабилитация, абилитация, интеграция

Понятие о компенсаторных феноменах. Структурно-уровневая организация компенсаторных процессов. Биологические и социальные факторы компенсации. Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации. Сущность депривационных феноменов. Виды и формы депривационных феноменов. Сенсорная депривация. Коммуникативная депривация. Материнская депривация. Депривация и нарушенное развитие. Принципы профилактики депривационных явлений. Адаптационные и компенсаторные процессы. Понятие реабилитации. Формы и направления реабилитационных мероприятий. Абилитация и ее сущность. Понятие психологической коррекции. Проблема социально-трудовой адаптации и интеграции лиц с отклонениями в развитии. Поиск и разработка эффективных форм интеграции в обучении лиц с проблемами в развитии.

Интегрированное обучение как закономерный этап развития системы специального образования детей с отклонениями в развитии. Понятие инклюзии. Содержание и направления психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с отклонениями в развитии в условиях

8. Общая психолого-педагогическая характеристика отдельных форм дизонтогенеза

Психическое недоразвитие. Основные причины и формы умственной отсталости. Общее понятие об умственной отсталости. Современные классификации отклонений в развитии. Особенности развития   чувственного познания умственно отсталых детей. Мышление и своеобразие его развития у умственно отсталых детей. Речь и речевое развитие. Особенности эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей. Развитие деятельности умственно отсталых детей. Структура нарушений в условиях умственной отсталости.

Задержанное развитие. Современные представления о природе задержанного развития. Причины ЗПР. Классификации ЗПР. Особенности учебной деятельности детей с ЗПР. Своеобразие когнитивного и эмоционального развития детей с ЗПР в зависимости от формы.

Поврежденное развитие. Понятие о распаде психики. Особенности психического развития детей, страдающих текущими заболеваниями головного мозга, эпилепсией, шизофренией и МДП. Соотношение распада и развития психики в зависимости от силы патогенного фактора и возраста ребенка.

Дефицитарное развитие. Роль зрения и слуха в познании мира и деятельности человека. Влияние нарушений зрения и слуха на физическое и психическое развитие ребенка. Особенности компенсаторных процессов при глубоких нарушениях зрения и слуха. Развитие когнитивной сферы глухого и слепого ребенка. Развитие разных форм деятельности в условиях сенсорных нарушений. Особенности пространственной ориентации незрячих. Своеобразие рече-мыслительного развития глухого ребенка.

Клинико-психологическая характеристика детей с нарушениями зрения и слуха.

Особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Причины и формы детского церебрального паралича. Степени двигательных нарушений. Структура отклонений в развитии при детском церебральном параличе. Особенности психомоторного развития детей с ДЦП. Когнитивное и речевое развитие детей с ДЦП. Формирование личности и самосознания детей с ДЦП.

Особенности психического развития детей, страдающих речевыми нарушениями.

Искаженное развитие, его природа, причины, формы. Особенности раннего развития синдромом аутизма. Психомоторика. Игра. Общение. Самообслуживание. Эмоциональные расстройства. Обучение, обученность, обучаемость. Социальная адаптация. Особенности семейного воспитания. Психологическая коррекция и дифференциальная диагностика.

Дисгармоничное развитие. Современные представления о патохарактерилогическом развитии. Понятие о психопатиях и акцептуациях    характера. Признаки (дифференциальные) психопатии. Конститутциональные и органические психопатии. Психоподобные   нарушения. Классификации психопатий. Психопатии экстропунитивного и интрапунитивного круга. Социальная адаптация, реабилитаци и прогноз. Смысловая сфера личности. Нарушения поведения. Делинквентное и девиантное поведение. Причины и формы. Патологические реакции. Меры профилактики.

Особенности психического развития детей, воспитывающихся в условиях детского дома. Социальное сиротство - причины и динамика. Материнская депривация. Синдром госпитализма. Особенности когнитивного развития детей - сирот. Эмоциональное развитие и формирование личности воспитанников детского дома.

Особенности психического развития детей со сложными недостатками развития.

9. Развитие личности в условиях дизонтогенеза

Проблема развития личности и самосознания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Особенности семейного воспитания детей с нарушениями в развитии. Дисгармоничные стили семейного воспитания.

Развитие личности при нарушениях зрительного анализатора. Роль зрения в жизнедеятельности человека. Влияние потери зрения на процесс познания. Нарушения в ориентировочной и коммуникативной деятельности. Количественные и качественные изменения в процессе психической деятельности у слепых и слабовидящих. Понятие о тотальной и частичной слепоте. Слабовидящие. Рано и поздно ослепшие.

Характер и динамика потребностей личности при слепоте. Своеобразие мотивационной сферы личности. Проблема взаимосвязи зрительной патологии с формированием личности. Характер межличностных отношений при глубоких нарушениях зрения. Личностные реакции на внезапную потерю зрения в зрелом возрасте. Эмоционально-волевая сфера слепых.

Развитие личности при нарушениях слухового анализатора. Роль речи в формировании личности ребенка с нарушением слуха. Возможности и условия полноценного развития личности глухих и слабослышащих.

Формирование активности личности. Направленность личности. Трудности формирования убеждений, морально-этических представлений и понятий, мотивационно-потребностной сферы.

Индивидуально-психологические особенности личности детей с нарушением слуха. Темперамент. Характер, своеобразие черт характера детей с нарушением слуха.

Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с недостатками слуха. Эмоциональное общение глухих детей со слышащими и глухими родителями.

Особенности формирования понятий, относящихся к миру эмоциональных переживаний. Роль речи в формировании чувств у детей с нарушением слуха. Нарушения непосредственного эмоционального общения.

Осознание детьми с недостатками слуха собственных эмоциональных состояний и понимание их у других людей.

Волевые качества и их воспитание у детей с недостатками слуха.

Особенности формирования «Я-концепции» и отношения к нарушению.

Межличностные отношения в среде глухих и слабослышащих. Взаимоотношения с окружающими людьми.

Развитие личности в условиях задержанного развития. Принципы основных классификаций задержек психического развития. Педагогическая запущенность и ЗПР.

Роль семьи и родительских установок в развитии личности ребенка с отставанием в темпе психического развития. Формирование личности и межличностные отношения со сверстниками. Особенности социальной адаптации и профессионального самоопределения детей с ЗПР.

Развитие личности в условиях умственной отсталости. Влияние общего интеллектуального недоразвития на характеристики личности.

Особенности эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей. Особенности эмоций и чувств умственно отсталых лиц. Трудности интеллектуальной регуляции эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых лиц. Незрелость, недоразвитие, неустойчивость волевых процессов при умственной отсталости. Особенности формирования самооценки и уровня притязаний у умственно отсталых детей.

Формирование личности в условиях нарушения опорно-двигательного аппарата.

Недостатки семейного воспитания и нарушения процесса формирования личности детей с отклонениями развития.

Вопросы к вступительному экзамену

  1. Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития.
  2. Проблема нормы и патологии в специальной психологии.
  3. Сущность феномена отклоняющегося развития, его структура и свойства.
  4. Депривационные феномены как причина и следствие отклонения в развитии.
  5. Причины отклонений в развитии и определяющие их факторы.
  6. Классификация отклонений в развитии.
  7. Культурно-историческая теория психологического развития Л.С. Выготского и ее значение для специальной психологии.
  8. Исторические этапы становления специальной психологии.
  9. Соотношение биологических и социальных факторов в дизонтогенезе.
  10. Психологические проблемы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии.
  11. Роль и место специального психолога в практике обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
  12. Роль специального психолога в процессе реабилитации инвалидов.
  13. Принципы организации и проведения специальных психологических исследований.
  14. Механизмы формирования системных отклонений в дизонтогенезе ребенка и пути их коррекции.
  15. Нарушения в формировании личности детей и подростков с патологией зрения и слуха.
  16. Нарушения в формировании личности умственно отсталых детей и подростков.
  17. Классификация детей с нарушениями зрения и общая характеристика психологического развития слепых и слабовидящих.
  18. Классификации детей с нарушениями слуха и общая характеристика психического развития глухих и слабослышащих.
  19. Трудности в обучении как проблема специальной психологии
  20. Причины и формы деликвентного поведения у детей и подростков.
  21. Психическое развитие в условиях раннего детского аутизма.
  22. Этические принципы работы специального психолога.
  23. Клинико-психологическая характеристика развития детей с ДЦП.
  24. Характеристика психического развития детей с комбинированными нарушениями.
  25. Сравнительный анализ психического развития детей с ЗПР и умственной отсталостью.
  26. Общение и его формы в условиях разных форм дизонтогенеза.
  27. Обучение, обученность,  обучаемость и отклоняющееся развитие.
  28. Соотношение спонтанного и организованного развития в дизонтогенезе.
  29. ЗПР как особая форма дизонтогенеза, ее причины, виды и дифференциально-психологические признаки.
  30. Нарушение в развитии мышления у умственно отсталых детей.
  31. Соотношение диагностики и коррекции в работе специального психолога.
  32. Психологические проблемы профилактики отклонений в развитии у детей.
  33. Высшие психические функции, их свойства и особенности формирования в условиях отклоняющегося развития.
  34. Материнская депривация и ее влияние на психическое развитие ребенка.
  35. Психологическая и социальная депривация и ее влияние на психическое развитие детей, воспитывающихся в условиях детского дома.
  36. Сущность и содержание психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в условиях специальных (коррекционных) учреждений.
  37. Формирование речи и средств общения у детей с интеллектуальными нарушениями.
  38. Умственная отсталость как форма дизонтогенеза, ее причины, виды и дифференциальные признаки.
  39. Психологические проблемы интеграции и социально-трудовой адаптации инвалидов.
  40. Дисгармоническое развитие как форма дизонтогенеза.

Список литературы для подготовки к вступительному экзамену

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. /Под ред. К.С. Лебединской и др. М., 1982.
  2. Аномальное развитие ребенка. Хрестоматия. Составитель В.М. Астапов. 2тт. М. 2002.
  3. Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика. М., 1983.
  4. Асанов А.Ю. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей. М., 2003.
  5. Аутичный ребенок: проблемы в быту. / Под ред. С.А. Морозова, М., 1998.
  6. Башина В.М. Аутизм в детстве. М. 1999.
  7. Безруких М.М. Проблемные дети. М., 2000.
  8. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М., 1999.
  9. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М. 2002.
  10. Боев И.В. Пограничная аномальная личность. Ставрополь 1999.
  11. Борякова Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция зпр у детей М., 2002.
  12. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. М., 1988.
  13. Вайзман Н.Б. Реабилитационная педагогика. М., 1996.
  14. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М., 1997.
  15. Вернер Д. Что такое детский церебральный паралич. М., 2003.
  16. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 1987.
  17. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М., 1990.
  18. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1996.
  19. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. М., 1983.
  20. Гилинский Я. И др. Девиантность подростков. СПб. 2001.
  21. Дети с нарушениями в развитии. Хрестоматия. /Сост. В.М. Астапов, М., 1995.
  22. Дети с нарушениями общения. Ранний детский аутизм. /Под ред. Лебединской К.С. и др.  М., 1989.
  23. Дети с ограниченными возможностями. Хрестоматия по курсу Коррекционная педагогика и специальная психология. М., 2001.
  24. Дети социального риска и их воспитание. П.р. Л.М. Шипицыной. СПб. Речь. 2003.
  25. Детский аутизм. Хрестоматия./ Сост. Л.М. Шипицына, СПб., 1997.
  26. Детский церебральный паралич. Хрестоматия. Составители Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. СПб. Дидактика – плюс. 2003.
  27. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М., 2000.
  28. Жигорева М.В. дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. М., 2006.
  29. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. М., 1993.
  30. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. М., 1995.
  31. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. СПб., 2007.
  32. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. М.2000.
  33. Змановская Е.В. Девиантология. М., 2003
  34. Иванов Е.С. и др. Детский аутизм: диагностика и коррекция. СПб., 2004.
  35. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. СПб., 2004.
  36. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб. 2003.
  37. Каган В.Е. Неконтактный ребенок. СПб., 1996.
  38. Калягин В.А. Овчинникова Т.С. Логопсихология. М., 2006
  39. Калягин В.А. Овчинникова Т.С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями. М., 2005.
  40. Кольцова М.М. Медлительные дети. М. 2003.
  41. Коновалова Н. Л. Предупреждение нарушений в развитии личности детей при психологическом сопровождении школьников. СПб. 2000.
  42. Кулагина И.Ю. Личность школьника. От задержки психического развития до одаренности. М. 1999.
  43. Кучма В.Р. Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России. М. 1997.
  44. Лебединская К.С. и др. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М., 1988.
  45. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М., 2004
  46. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб. 1999.
  47. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
  48. Малофеев Н.Н. Западная Европа – эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. М., 2003.
  49. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. – М., Просвещение, 2009.
  50. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб., 2007
  51. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб. 2008.
  52. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза. СПб. 2000.
  53. Мастюкова Е.М. Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2004.
  54. Мастюкова Е.М. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М., 2004.
  55. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М. 2004.
  56. Матвеев В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. М., 1985.
  57. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М., 2001
  58. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. М., 1974.
  59. Михаленкова И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. СПб., 2006.
  60. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. –СПб.: Речь. 2006.
  61. Основы специальной психологии. Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2002.
  62. Пентин Р. Агрессивный, гиперактивный, раздражительный ребенок. Что делать. Советы психолога. – СПБ.: Питер, 2012.
  63. Петрова В.Г. Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М., 2002
  64. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они дети с отклонениями в развитии. М., 1998.
  65. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталого школьника (Олигофренопсихологии) М., 2002.
  66. Питерс Т. Аутизм – от теоретического понимания к педагогическому воздействию. СПб. 2002.
  67. Психическое развитие воспитанников детского дома. - Под редакцией Дубровиной И.В., Рузской А.Г. - М.,1990.
  68. Психическое развитие детей-сирот/Под ред. Шипицыной Л.М. СПб., 1996.
  69. Психология глухих детей /Под ред. Соловьева И.М. и др. М., 1971.
  70. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития /Под ред. Шипицыной. – М.: Академия, 2012.
  71. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. П.р. Л.И. Шипицыной М., 2003.
  72. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника М., 1986.
  73. Семаго М.М. Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М.,2005
  74. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. М., 2000.
  75. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М. 2002.
  76. Славина Л.С. Трудные дети. М. 1998.
  77. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР. Минск, 1989.
  78. Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития. М., 2009.
  79. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М., 2000.
  80. Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003.
  81. Специальная педагогика. П. Р. Назаровой Л.Н. М., 2000.
  82. Специальная психология. Под ред. В.И. Лубовского. М., 2007
  83. Специальная психология. Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб. : Речь. 2010.
  84. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под ред. С.Т.Посоховой. М., СПб. 2005.
  85. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонения в развитии. М. 2001.
  86. Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. М., 1991.
  87. Трошин О.В. Жулина Е.В. Логопсихология. М., 2005
  88. Ульенкова У. В. Лебедева О. В. Организация и содержание психологической помощи детям с проблемами в развитии. М. 2002.
  89. Ульенкова У.В. Дети с ЗПР. Нижний Новгород, 1994.
  90. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб., 2006.
  91. Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей. М., 2000.
  92. Фурманов И.А. Психология детей с расстройством эмоционально-волевой сферы и поведения. М., 2004.
  93. Холмс Д. Анормальная психология. СПб. 2003.
  94. Холостова Е.И. Социальная реабилитация. М., 2002.
  95. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. М., 2005
  96. Шаповал И.А. Специальная психология. М.,2005.
  97. Шипицына Л.М. и др. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб. Речь. 2003.
  98. Шипицына Л.М. Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2004.
  99. Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. СПб. 2002.
  100. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот. СПб., 2005
  101. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб., 2004.
  102. Шипицына Л.М., Иванов Е.С. Нарушения поведения учеников вспомогательных школ. Колег Элидир, Великобритания, 1992.
  103. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. /Под ред. Лебединского В.В. М., 1990.