Версия для слабовидящих

Лицензия 90ЛО1 №0008456
+7(812)56-555-56
rector@wallenberg.ru

Научное общество

НОВОСТИ

26 февраля в Санкт-Петербургском государственном институте психологии и социальной работы состоялся межвузовский студенческий круглый стол на тему «Отклоняющееся поведение подростков: причины, наблюдение и способы коррекции».

В мероприятии приняли участие более двадцати студентов из четырёх вузов: Института специальной педагогики и психологии им.Р.Валленберга, Северо-Западного института управления РАНХиГС, Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов и Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы.
Было восемь выступлений с докладами как на теоретические темы о психологии и социальных причинах девиантного поведения, так и практические доклады по результатам наблюдений и студенческой практики. Студенты активно участвовали в дискуссии, рассказывали о своём опыте и практических и исследовательских интересах в сфере девиантного поведения подростков. Также выступил специально приглашённый гость - социальный педагог "Упсала-цирка", Таисия Фёдоровна Мокравцова, с презентацией "детского социального цирка для хулиганов" и рассказом об опыте работы с подростками при помощи цирковой педагогики.

Студенты ИСПиП также выступили с докладами. Витухина Евгения (группа 3-КП-14) сделала доклад на тему: «Первопричина девиантного поведения у подростков». Туишева Марина (группа 2-ДН-10) в своем докладе «Сказкотерапия как альтернативный метод коррекции отклоняющегося поведения» рассказала о работе над проектом «Сказки детской души», руководителем которого она является.Все участники выразили благодарность организаторам круглого стола.


Студенческое научное общество (СНО) в этом учебном году работает активно: внедряются новые идеи, развиваются традиционные. И всё потому, что в СНО пришли новые люди, которые и принесли свежие идеи, это: Петренко Александра (председатель СНО, гр. 3КП-12), Нерадовская Татьяна (заместитель председателя СНО, гр. 1ПС-12), Лупеко Алина (гр. 3КП-12), Иван Андреев (гр. 1ПС-12), Виговский Борис (гр. 573-С), Лебедик Игорь (гр. 573-С) и многие другие.
Соединение новаторского и традиционного коснулось, например, и работы дискуссионного клуба «Метафизика культуры», который за два последних месяца провел два собрания. Но если в декабре (тема дискуссии была «Современные россияне – граждане или патриоты своей страны?») встреча студентов проходила, как обычно, в стенах родного Института, то в январе члены клуба решили поменять традицию: заседание клуба состоялось в Литературном кафе. Его обстановка, книги на полках, запах кофе, классическая музыка, которую исполнял на фортепьяно один из постоянных посетителей кафе, тихая беседа за столиками – все это создавало удивительную атмосферу (в духе парижских интеллектуальных кафе начала ХХ века), располагало к дружеской дискуссии участников клуба «Метафизика культуры». Кстати, желание студентов собраться в Литературном кафе было вполне оправданным, ведь встреча состоялась 25 января – в Татьянин день. Так сложилось исторически, что Татьянин день – необычный праздник.
В этот день 1755 года, по инициативе М. В. Ломоносова, был открыт первый Российский университет в Москве. Кроме того, это день святой великомученицы Татьяны, дочери знатных и богатых родителей, девушки хорошо образованной и воспитанной в христианской вере.
Уже со дня основания университета праздник стал широко отмечаемым. В этот день проводились молебны, встречи студентов разных вузов, устраивались пышные застолья и вечера. Студенты шумно и весело отмечали Татьянин день – им, как современным десантникам, позволялось многое. Известно, что студент всегда готов отдохнуть от учебы, и замечательно, что вернулись прежние традиции и правила, без которых не ощущалась бы столь остро бурная атмосфера и самого праздника, и студенческих каникул. Но вернемся к «Метафизике культуры». Случайное (а может, и нет) совпадение праздника и заседания клуба обозначило тему дискуссии: «Антропологическая (студенческая) эволюция каникул». Следует признать, что члены клуба весьма активно обсуждали эту проблему.
Атмосфера студенческих каникул со времени основания «студенческого братства» связана с бытом и культурой студентов (школяров и бурсаков). «Студенческое братство», возникшее в Европе в эпоху средневековья (с появлением первых университетов), очень отличалось от других слоев населения, потому что студентами становились часто люди небогатые, которые пытались с помощью образования добиться более высокого статуса в обществе. Однако они не только учились, но и умели весело проводить время.

Свечи яркие горят,
Дуют музыканты:
То свершают свой обряд
Вольные ваганты.
Стены ходят ходуном,
Пробки – вон из бочек!
Хорошо запить вином
Лакомый кусочек!

Жизнь на свете хороша,
Коль душа свободна,
А свободная душа
Господу угодна…

Это отрывок из стихотворения «Орден вагантов», входящий в сборник «Carmina burana» (XIII в.), названный так по месту нахождения рукописи (Бенедиктинский монастырь в Beuren; «carmina» в пер. с лат. – «песни»). И ещё. Этот сборник послужил основой для создания потрясающего музыкального произведения Карла Орфа, его кантаты «Carmina burana» (1937). Если еще не слышали, то непременно послушайте ее.
Итак, ваганты. Их поэзия, безымянная, озорная, далекая от аскетических идеалов, вольнодумная, занимает особое место в культуре Средних веков. Слово «вагант» значит «бродячий»: так неодобрительно называли в те далекие времена студентов-клириков, которые пытались в скитаниях найти способы заработать что-то, как-то прокормиться. Именно в таких странствиях могли появиться следующие строки:

Я – кочующий школяр…
На меня судьбина
Свой обрушила удар,
что твоя дубина.

Не для суетной тщеты,
Не для развлеченья –
Из-за горькой нищеты
Бросил я ученье…

Однако они не унывали, потому что были молоды и полны надежд поймать удачу. Они основательно изучали латинскую словесность, христианскую литературу, но хорошо знали и народное творчество, которое, безусловно, влияло на их поэзию:

Нам ли, чьи цветущи годы,
Над книгой сутулиться?
Нас девичьи хороводы
Ждут на каждой улице…

Да, звучная лира вагантов способна передать и тяжелые, и веселые эпизоды из жизни средневекового студента. Поэтому, несмотря на то, что средневековые обыватели, представители церкви называли студентов «бродячими людьми», ни один праздник, который организовывала церковь при храмах и монастырях, не проходил без активного их участия. И конечно, ваганты шумно веселились на праздниках, посвященных началу каникул. Впоследствии из застольных их песен сложились многочисленные студенческие песни, например «Gaudeamus igitur» и др.
В ходе дискуссии участники «Метафизики культуры» отметили, что российское «студенческое братство» со дня своего основания, как и его предшественники, отличается стремлением реализовывать себя творчески: и в учебе, и во время отдыха. Российские студенты похожи и не похожи на своих «собратьев» из других стран. Российский студент тоже любит шумно повеселиться, особенно в связи с каникулами. Однако духовная сущность русской культуры не могла не отразиться на культуре и быте российского студента, на его мировосприятии, поэтому его все время интересуют «глобальные», духовные темы.
Так, тема дискуссии «Современные россияне – граждане или патриоты своей страны?», которой, как уже отмечалось, была посвящена декабрьская встреча участников клуба «Метафизика культуры», вызвала не только горячие споры, но и бурный интерес. Вероятно, в силу этого студенты Виговский Борис (председатель клуба «Метафизика культуры») и Лебедик Игорь (заместитель председателя клуба) согласились написать небольшое эссе, которое можно рассматривать как определенный итог прошедшей дискуссии.

Милованова О. В., к.п.н.,
доцент кафедры общей и
специальной педагогики,
руководитель СНО

ПОСЛЕ ДИСКУССИИ…

Чем похожи и чем отличаются понятия «гражданин» и «патриот»? Словари дают следующее определение слову «патриотизм» - это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.
На сегодняшний день сложно определить, являются ли граждане нашей страны ее патриотами. Конечно, мы любим свою Родину, гордимся нашей славной историей, уважаем наших ветеранов и, скорее всего, будем готовы отчаянно защищать свое Отечество, если это потребуется. Но нравится ли нам то состояние, в котором пребывает Россия сегодня? Сложились ли истинные в нашей стране политические и нравственные принципы? Многие из нас дадут на эти вопросы отрицательный ответ. Что же случилось? Разве мы стали равнодушнее относиться к тому, что происходит вокруг, и нам не интересна дальнейшая судьба нашей страны? Или, быть может, мы, лучше узнав о жизни в других, более развитых странах, обратили свой взор на весь мир и утеряли свою связь с Россией?
Обратимся к истории слова «патриот». Оно произошло от греческого «patris», то есть «родина», «отечество». К нам оно пришло в эпоху реформ Петра I, и главным девизом всех россиян стало «Царь, Бог и Отечество». В эпоху Екатерины II, которая пыталась реализовывать идеи Петра I, слова «патриот» и «гражданин» стали для русского человека словами-синонимами, потому что лучшие люди России считали своим долгом честно служить ей, быть настоящими российскими гражданами.
Тоталитарные идеологические системы в России всегда старались опираться на патриотические чувства россиян. Например, во время правления Николая I для ослабления революционно настроенного общества провозглашается новая формула патриотизма: «Православие. Самодержавие. Народность». В прошлом веке на предвыборных плакатах в 40-е годы появился лозунг: «За Родину! За Сталина!» Все эти примеры показывают, что идеология, ориентирующаяся на патриотизм, пускай даже и направленная на подавление «свобод» и укрепление авторитета правительства, все-таки сплачивает народ в единое целое, напоминая ему о принадлежности к своей стране.
Сегодня в России идеология существенно изменилась, и стало трудно найти те ценности, которые смогли бы вызвать гордость за страну. Может быть, это произошло из-за смены идеалов после распада СССР? Но, тем не менее, не появилось у нас идеи, способствующей воспитанию истинных патриотов России. Многим людям, трудно живущим в сегодняшней России, сложно любить свою Родину: они не научены уважать свою страну. Да, все мы - граждане своего государства, у каждого есть свои права и обязанности и, в определенных пределах, - свобода, но понятия «гражданин» и «патриот» в сознании многих из нас существуют самостоятельно.
Однако это обстоятельство не означает, что россияне стали безразличнее относиться к проблемам в стране. Нет, россияне не потеряли любви к своей Родине (разве она виновата в наших трудностях?), но перестали эту любовь афишировать. И каждый сам выбирает рамки патриотизма: для кого-то важно прийти на митинг или благотворительную акцию, а кому-то достаточно не мусорить и терпимее относиться к иностранцам. Россияне любят свое Отечество, так как это их дом, в котором они живут и который будут защищать во что бы то ни стало ради своих близких. Однако мы больше не относимся к России, как к стране с особым предназначением. И попытка вернуть эту иллюзию будет воспринята обществом с явным недоверием или даже с насмешкой, потому что она будет основана на прошлых достижениях, а не на настоящих. Чем же можно возродить чувство патриотизма в сегодняшнем российском гражданине? Как разрушить индивидуалистический эгоизм, который одолел современного россиянина?.. Ответы пока не найдены, но мы уже встали на путь их поиска. Ведь настоящее чувство патриотизма раскрепощает человека, дарит ему чувство единства с местом, где он живет, и с его соседями, которые близки ему по духу. Напоминает ему о том, что Россия - это дом, в котором ему жить и радоваться жизни, во всех ее проявлениях.

Виговский Борис, Лебедик Игорь (гр. 573-С)⁠